Версия сайта для слабовидящих Версия сайта для слабовидящих
Отправить письмо Отправить письмо

 

История социальной работы в России насчитывает более тысячи лет. Ее началом принято считать договор 911г. князя Олега с греками, в котором содержались моменты, называемые в наше время социальной работой. Помощь ближнему всегда была характерна для славянских народов, но этот договор был первым документальным свидетельством заботы государства о тех своих гражданах, которые в этой заботе нуждаются.

 

Указом Президента Российской Федерации от 27.10.2000г. № 1796 День социального работника установлен 8 июня. Дата эта была выбрана не случайно. Триста лет назад, в 1701 году, именно в этот день был подписан Именной Указ Великого Государя Петра 1 об определении в домовые Святейшего Патриарха богадельни нищих, больных и престарелых. В связи с этим Указом были организованы богадельни, в которых содержались нищие, престарелые и больные. Уход за ними осуществляли здоровые люди, которые принимали работу по норме на каждые 10 человек больных один здоровый. Больных в богадельнях предписывалось лечить, для чего нужны были особые лекари. В переложении на современный язык указанных выше работников, осуществляющих уход за лицами, помещенными в богадельни, можно рассматривать как первых социальных работников.

 

Недолгое царствование Петра III было отмечено указом 1762г. о том, чтобы безумных не в монастыри отправлять, а построить для них особый дом, т.е. официально было признано, что безумие – это болезнь.

 

Во времена царствования Екатерины II основывается система общественного призрения. Указ от 7 ноября 1775г. предписывал в каждой губернии открыть под «председательством гражданских губернаторов особые приказы Общественного призрения». На эти приказы были наложены обязанности – устраивать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимо больных, для психически больных, работные и смирительные дома.

 

Результатом реформ второй половины XIX в. в России явилось то, что земствам были переданы вопросы местного самоуправления и решения некоторых вопросов общественного призрения. В конце XIX века насчитывалось 14 854 благотворительных учреждения, которые можно было разделить на две группы – которые относились к министерствам и ведомствам, преследующим только благотворительные цели, и ведомства, не имеющие специального благотворительного назначения.

 

Эта система, опирающаяся на российское законодательство, не была лишена недостатков. Главными из них были: неясность определения тех категорий людей, которые имеют право на общественное призрение; вопрос о том, из каких средств должны покрываться расходы по общественному призрению; степень родства людей, обязанных содержать своих попавших в беду родственников.

 

В первые послереволюционные годы, пока еще отсутствовало понятие «социальное обеспечение», но были сделаны первые шаги к нему, всем центральным и местным органам управления была поставлена задача по выделению вопросов социальной помощи и поддержки трудящихся в отдельную систему исследования.

 

Принятая в 1924г. первая Конституция СССР внесла изменения в систему социального обеспечения, теперь уже населения, а не трудящихся, как было раньше, и его социального страхования. Это звучало так: «Должно быть произведено полное социальное страхование рабочих:

 

1. Для всех видов наемного труда;

 

2. Для всех видов потери трудоспособности.

 

Именно: от болезней, увечья, инвалидности, старости, профессиональных болезней, материнства, вдовства и сиротства, а также безработицы».

 

В середине 70-х годов XX в. в порядке эксперимента впервые организуется надомное обслуживание пенсионеров в ряде областей силами работников домов-интернатов для престарелых и инвалидов. Эта деятельность регламентировалась «Временным положением о порядке организации надомного обслуживания пенсионеров домами-интернатами».

 

С этого времени можно говорить о возникновении и развитии новой государственной формы социального обслуживания, а именно социально-бытового обслуживания нетрудоспособных граждан на дому.